Психосоматика или "все болезни от нервов"? "Все болезни от нервов!" – часто можно услышать в разговорах людей, которые рассказывают о своих болезнях за чашкой чая на кухне, в очереди в поликлинике или на остановке автобуса. А так ли это? Давайте разбираться.
Итак, психосоматика. О чем это?
Психосоматика – это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов (чувств, эмоций, переживаний) на возникновение телесных заболеваний. Также интересен феномен психосоматических "фантомных" болей.
Термин "Психосоматика" переводится с греческого, как "psycho" – душа и "soma, somatos" – тело.
Другими словами можно сказать, что психосоматика – это наука о взаимодействии души и тела и/или нарушении этого взаимодействия.
Список психосоматических болезней ("болезней от нервов") с каждым годом пополняется. На данный момент это: бронхиальная астма, желудочно-кишечные болезни, язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, инфаркт, сахарный диабет, сексуальные расстройства, ВСД, гипертония (МКБ 10) и не только. На практике этот список можно дополнить и продолжить.
В нашем обществе приняты разные способы обращения с заболеванием: борьба, преодоление болезни или полная капитуляция, но мало где предлагается посмотреть на заболевание как на значимое событие, а также понять и принять ресурс, которое оно несет.
К примеру, зачастую причиной бронхиальной астмы становится непроявленная злость (как невозможность отстоять свои границы), а при работе с тонзиллитом можно увидеть печаль ("неотгореваные" слезы) как причину возникновения заболевания или нейродермит (псориаз) как потребность увеличить дистанцию между собой и окружающим миром (также к вопросу о границах).
Да, на мой взгляд, к психосоматике можно отнести и различные зависимости.
Конкретный пример из практики: девушка жаловалась на лишний вес, причиной которому служит ее сильное увлечение сладким по вечерам (до момента начала терапии был пройден ряд обследований, которые показали, что она полностью здорова).
В процессе работы выяснилось, что причиной сильного пристрастия к сладкому являлась нереализованная потребность в ощущении комфорта и заботы ("когда я была маленькой, бабушка пекла пироги. Было так тепло и по-домашнему уютно"). К слову, жила клиентка на съемной квартире после недавнего развода с мужем.
Следующим шагом нашей работы стал поиск того, как девушка может реализовать эти потребности другим способом.
Все оказалось значительно проще: она почувствовала, что хочет что-то родное, домашнее, дарящее любовь. Итог: смена акцента гардероба в сторону удобства и комфорта, появление кота-британца ("давно мечтала о котике"), новое хобби, связанное с рисованием по воде ("захватывает, чувствую себя как в детстве") и, как следствие, изменение пищевого поведения (желание заедать дискомфорт становилось все меньше), -5 кг. лишнего веса за первые 1,5 месяца без диет и ограничений в питании, а далее – знакомство с новым мужчиной и скорый переезд.
Но, будем честны, не всегда просто вылечиться, так как существуют вторичные выгоды ("бонусы", которые человек получает заболев).
Зачастую, вторичные выгоды неосознанны: их суть не всегда лежит на поверхности, но именно понимание вторичных выгод является первым шагом к выздоровлению. Такой иллюстрацией может служить выражение: "Любую душевную боль может заглушить небольшая зубная". И это тоже один из примеров на практике, когда вторичной выгодой зубной боли была возможность не чувствовать горе, которое переживал мужчина после развода.
Обнаружить вторичную выгоду, на самом деле, не так-то и сложно: можно вслух или про себя продолжить фразу "Если у меня перестанет болеть...(горло, к примеру), я потеряю..." и продолжить любым "бредом", который приходит в голову. Как не удивительно, но именно этот "бред" и является "бонусом", который несет психосоматический симптом.
Также интересен и процессуальный подход. В своё время Вячеслав Гусев назвал болезнь "свернутыми крыльями за спиной". Ведь когда они сложены, то образуют горбик, от которого хочется избавиться. Но, когда крылья расправляются (суть и ресурс болезни поняты), то появляется возможность летать. Процессуальная терапия действительно рассматривает симптом как некий процесс, который есть в теле, но смысл которого ещё не известен.
Яркой иллюстрацией этому служит сказка Андерсона "Гадкий утенок". Помните, он искренне считал себя таковым, хотя по факту являлся прекрасным лебедем. Также и с болезнями.
И вот как раз боль является тем самым маячком-приглашением в это путешествие под названием "Работа с симптомом".
Заболевание всегда содержит в себе тот ресурс и то состояние, которое необходимо в жизни человека здесь и сейчас. То есть, если попробовать развернуть симптом как процесс (увидеть "прекрасного лебедя"), то можно понять, что именно хочет человек по-настоящему.
Часто встречается на консультациях вопрос о причинах психосоматических заболеваний того или иного органа (части тела). Сразу хочу ответить, что такая статистика есть, но все же, с каждым конкретным случаем стоит разбираться индивидуально, однако:
"Дети – это пластилин в ведре с камнями". Можно вылепить красивую фигурку из пластилина, но если положить ее в ведро, то фигурка будет испорчена. Еще и поэтому сложно работать с детскими болезнями при условии, что семейная система (а именно родители) не готовы меняться. Как в старом анекдоте: "Доктор, сделайте с ним (указывая на маленького сына) что-нибудь. Он плохо себя ведет (болеет, слишком активный/замкнут, не дружит со сверстниками и т.д.) А со мной? Нет, что вы?! Со мной все в порядке!".
***
"Мужские" и "женские" болезни также отдельная тема в работе с психосоматикой в системных семейных расстановках. Интересен взгляд, что правая сторона человеческого тела отвечает за действия, которые были сделаны (или не сделаны), а левая – за отношения (с супругами, детьми, родственниками и миром в целом), и когда в этих отношениях что-то происходит не так, то начинает страдать все, что находится справа.
Правильное положение мужчин и женщины в семейной системе: мужчина стоит справа (по правую руку), а женщина слева. Позади обоих партнеров стоят их родители: папа – позади, за правым плечом, а мама – за левым плечом и также позади.
Проблемы начинаются, когда члены в семейной системе начинают занимать некорректное положение: к примеру, когда мужчина стоит на "женской" позиции или на позиции "отца" или ребенка по отношению к своей супруге. Ведь, как известно, "от отцов детей не рожают – инцест", так же как и "рожать от собственного ребенка".
Другими словами, для мужчины несоответствие месту в системе может стоить постоянными конфликтами с супругой и/или ее окружением (при "хорошем" раскладе), а также невозможности зачать ребенка (при всех анализах, где резистентные значения в норме), мужском бессилии и лишнем весе (как ни удивительно).
У женщин похожая история: если супруг на женском месте или позиции "отца"/"ребенка", то возможность зачать малыша крайне мала. Ко всему прочему есть дополнительный "бонус" – различные женские болезни, не всегда просто вылечить традиционной медициной (ведь причина в другом).
Задача расстановок "починить систему", расставив всех по своим местам.
1. Понимание возникновения причины психосоматического расстройства (к примеру, та же работа с темой вторичных выгод).
2. Когда причины ясны, можно двигаться в работу по направлениям способа выздоровления.
3. Теперь способы выздоровления видны. Их можно применять в жизни и наблюдать то, что происходит с симптомом и как меняется жизнь вообще. Зачастую, это самый непростой этап, где заключается основная психотерапевтическая работа.
Пример: Ангина.
1. Причина – невозможность высказать свое недовольство/обиду. Потребность сохранить свои границы и интересы. Вторичная выгода – сохранение отношений через отсутствие конфликта.
2. Способы выздоровления: присвоение себе права на отстаивание своих границ и интересов, готовность применять это в повседневной жизни.
3. Наблюдение за тем, как возможность отстаивать себя и свои границы реализуется в обычной жизни. Есть ли какие-то сложности (допустим, кто-то из близких недоволен и назревает конфликт с возможностью разрыва/ухудшения отношений) и если сложности возникают, то дальнейшая работа и сопровождение с возможными гармоничным способам их разрешения.
Психосоматика – это всегда про необходимость каких-либо изменений. "Невозможно вылечиться от хронического заболевания, оставаясь прежним", – часто говорил Гусев.
Если подвести итог статьи, то помимо различных подходов в работе с заболеваниями, под "психосоматикой" я понимаю не только болезни тела, но и те неприятные, местами болезненные события, которые случаются в повседневной жизни: проблемы в мужско-женских/ детско-родительских отношениях, ДТП, кражи и так далее.
Ведь, как уже упоминалось ранее, "психосоматика" – это нарушение контакта между истинными потребностями и тем "как надо", между свободой и ограничениями, душой и телом, и, на мой взгляд, целью психосоматической терапии является необходимость такой контакт восстановить, а метод… Метод, действительно, дело вкуса.
Психосоматика – это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов (чувств, эмоций, переживаний) на возникновение телесных заболеваний. Также интересен феномен психосоматических "фантомных" болей.
Другими словами можно сказать, что психосоматика – это наука о взаимодействии души и тела и/или нарушении этого взаимодействия.
Список психосоматических болезней ("болезней от нервов") с каждым годом пополняется. На данный момент это: бронхиальная астма, желудочно-кишечные болезни, язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, инфаркт, сахарный диабет, сексуальные расстройства, ВСД, гипертония (МКБ 10) и не только. На практике этот список можно дополнить и продолжить.
В нашем обществе приняты разные способы обращения с заболеванием: борьба, преодоление болезни или полная капитуляция, но мало где предлагается посмотреть на заболевание как на значимое событие, а также понять и принять ресурс, которое оно несет.
Как возникает психосоматика?
Мне очень нравится взгляд гештальт-подхода, где болезнь рассматривается как потребность, которая не может быть удовлетворена.К примеру, зачастую причиной бронхиальной астмы становится непроявленная злость (как невозможность отстоять свои границы), а при работе с тонзиллитом можно увидеть печаль ("неотгореваные" слезы) как причину возникновения заболевания или нейродермит (псориаз) как потребность увеличить дистанцию между собой и окружающим миром (также к вопросу о границах).
Да, на мой взгляд, к психосоматике можно отнести и различные зависимости.
Конкретный пример из практики: девушка жаловалась на лишний вес, причиной которому служит ее сильное увлечение сладким по вечерам (до момента начала терапии был пройден ряд обследований, которые показали, что она полностью здорова).
В процессе работы выяснилось, что причиной сильного пристрастия к сладкому являлась нереализованная потребность в ощущении комфорта и заботы ("когда я была маленькой, бабушка пекла пироги. Было так тепло и по-домашнему уютно"). К слову, жила клиентка на съемной квартире после недавнего развода с мужем.
Следующим шагом нашей работы стал поиск того, как девушка может реализовать эти потребности другим способом.
Все оказалось значительно проще: она почувствовала, что хочет что-то родное, домашнее, дарящее любовь. Итог: смена акцента гардероба в сторону удобства и комфорта, появление кота-британца ("давно мечтала о котике"), новое хобби, связанное с рисованием по воде ("захватывает, чувствую себя как в детстве") и, как следствие, изменение пищевого поведения (желание заедать дискомфорт становилось все меньше), -5 кг. лишнего веса за первые 1,5 месяца без диет и ограничений в питании, а далее – знакомство с новым мужчиной и скорый переезд.
Но, будем честны, не всегда просто вылечиться, так как существуют вторичные выгоды ("бонусы", которые человек получает заболев).
Зачастую, вторичные выгоды неосознанны: их суть не всегда лежит на поверхности, но именно понимание вторичных выгод является первым шагом к выздоровлению. Такой иллюстрацией может служить выражение: "Любую душевную боль может заглушить небольшая зубная". И это тоже один из примеров на практике, когда вторичной выгодой зубной боли была возможность не чувствовать горе, которое переживал мужчина после развода.
Обнаружить вторичную выгоду, на самом деле, не так-то и сложно: можно вслух или про себя продолжить фразу "Если у меня перестанет болеть...(горло, к примеру), я потеряю..." и продолжить любым "бредом", который приходит в голову. Как не удивительно, но именно этот "бред" и является "бонусом", который несет психосоматический симптом.
Также интересен и процессуальный подход. В своё время Вячеслав Гусев назвал болезнь "свернутыми крыльями за спиной". Ведь когда они сложены, то образуют горбик, от которого хочется избавиться. Но, когда крылья расправляются (суть и ресурс болезни поняты), то появляется возможность летать. Процессуальная терапия действительно рассматривает симптом как некий процесс, который есть в теле, но смысл которого ещё не известен.
Яркой иллюстрацией этому служит сказка Андерсона "Гадкий утенок". Помните, он искренне считал себя таковым, хотя по факту являлся прекрасным лебедем. Также и с болезнями.
И вот как раз боль является тем самым маячком-приглашением в это путешествие под названием "Работа с симптомом".
Заболевание всегда содержит в себе тот ресурс и то состояние, которое необходимо в жизни человека здесь и сейчас. То есть, если попробовать развернуть симптом как процесс (увидеть "прекрасного лебедя"), то можно понять, что именно хочет человек по-настоящему.
Часто встречается на консультациях вопрос о причинах психосоматических заболеваний того или иного органа (части тела). Сразу хочу ответить, что такая статистика есть, но все же, с каждым конкретным случаем стоит разбираться индивидуально, однако:
- Заболевания горла связаны с обидой и невозможностью предъявить свои истинные чувства, отстояв при этом собственные границы.
- Аллергия зачастую возникает как способ сопротивления и несогласия с тем, что происходит вокруг ("Аллергия – самая непослушная часть личности, которая не терпит компромиссов"). Похожий момент можно встретить и в формировании гайморита.
- Почки часто страдают из-за отсутствия навыка быть гибким в той или иной ситуации ("есть два мнения: моё и неправильное").
- Психосоматика глаз (близорукость) – потребность спрятаться и не видеть того, что происходит (как в детской игре "я в домике"). Похожий механизм у гипотонии (пониженного артериального давления) – "у меня нет сил, меня нет, если что".
- Гипертония – повышенная мобилизация (остановленное чувство/действие: злость или раздражение, к примеру), которая не находит выхода и превращается в симптом.
Психосоматика у детей
Детская психосоматика – одна из самых интересных и непростых тем работы. С точки зрения семейных системных расстановок, ребенок – самый гибкий член системы, он берет на себя те "некорректности", которые имеются в семье (как я уже и говорила, к примеру, спасают ее)."Дети – это пластилин в ведре с камнями". Можно вылепить красивую фигурку из пластилина, но если положить ее в ведро, то фигурка будет испорчена. Еще и поэтому сложно работать с детскими болезнями при условии, что семейная система (а именно родители) не готовы меняться. Как в старом анекдоте: "Доктор, сделайте с ним (указывая на маленького сына) что-нибудь. Он плохо себя ведет (болеет, слишком активный/замкнут, не дружит со сверстниками и т.д.) А со мной? Нет, что вы?! Со мной все в порядке!".
***
"Мужские" и "женские" болезни также отдельная тема в работе с психосоматикой в системных семейных расстановках. Интересен взгляд, что правая сторона человеческого тела отвечает за действия, которые были сделаны (или не сделаны), а левая – за отношения (с супругами, детьми, родственниками и миром в целом), и когда в этих отношениях что-то происходит не так, то начинает страдать все, что находится справа.
Правильное положение мужчин и женщины в семейной системе: мужчина стоит справа (по правую руку), а женщина слева. Позади обоих партнеров стоят их родители: папа – позади, за правым плечом, а мама – за левым плечом и также позади.
Проблемы начинаются, когда члены в семейной системе начинают занимать некорректное положение: к примеру, когда мужчина стоит на "женской" позиции или на позиции "отца" или ребенка по отношению к своей супруге. Ведь, как известно, "от отцов детей не рожают – инцест", так же как и "рожать от собственного ребенка".
Другими словами, для мужчины несоответствие месту в системе может стоить постоянными конфликтами с супругой и/или ее окружением (при "хорошем" раскладе), а также невозможности зачать ребенка (при всех анализах, где резистентные значения в норме), мужском бессилии и лишнем весе (как ни удивительно).
У женщин похожая история: если супруг на женском месте или позиции "отца"/"ребенка", то возможность зачать малыша крайне мала. Ко всему прочему есть дополнительный "бонус" – различные женские болезни, не всегда просто вылечить традиционной медициной (ведь причина в другом).
Задача расстановок "починить систему", расставив всех по своим местам.
Как же лечить психосоматику?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Я бы описала этот процесс в три этапа:1. Понимание возникновения причины психосоматического расстройства (к примеру, та же работа с темой вторичных выгод).
2. Когда причины ясны, можно двигаться в работу по направлениям способа выздоровления.
3. Теперь способы выздоровления видны. Их можно применять в жизни и наблюдать то, что происходит с симптомом и как меняется жизнь вообще. Зачастую, это самый непростой этап, где заключается основная психотерапевтическая работа.
Пример: Ангина.
1. Причина – невозможность высказать свое недовольство/обиду. Потребность сохранить свои границы и интересы. Вторичная выгода – сохранение отношений через отсутствие конфликта.
2. Способы выздоровления: присвоение себе права на отстаивание своих границ и интересов, готовность применять это в повседневной жизни.
3. Наблюдение за тем, как возможность отстаивать себя и свои границы реализуется в обычной жизни. Есть ли какие-то сложности (допустим, кто-то из близких недоволен и назревает конфликт с возможностью разрыва/ухудшения отношений) и если сложности возникают, то дальнейшая работа и сопровождение с возможными гармоничным способам их разрешения.
Психосоматика – это всегда про необходимость каких-либо изменений. "Невозможно вылечиться от хронического заболевания, оставаясь прежним", – часто говорил Гусев.
Если подвести итог статьи, то помимо различных подходов в работе с заболеваниями, под "психосоматикой" я понимаю не только болезни тела, но и те неприятные, местами болезненные события, которые случаются в повседневной жизни: проблемы в мужско-женских/ детско-родительских отношениях, ДТП, кражи и так далее.
Ведь, как уже упоминалось ранее, "психосоматика" – это нарушение контакта между истинными потребностями и тем "как надо", между свободой и ограничениями, душой и телом, и, на мой взгляд, целью психосоматической терапии является необходимость такой контакт восстановить, а метод… Метод, действительно, дело вкуса.
https://psychologyjournal.ru/stories/psikhosomatika/
Комментариев нет:
Отправить комментарий